Представление и распознавание образов и их поведения клеткок-участниц жизни

Михаил Александрович Занин, специалист по информационным технологиям

В монографиях, касающихся мировоззрения, часто упускается из виду факт моделирования реального мира на системе отображения живого организма. То, что мы называем мировоззрением, чаще всего предс тавляет собой картину взаимоотношений и свойств, характеров поведения реальных живых объектов/обра зов/персонажей, но именно в том формате и с той стороны, с которой эти персонажи стали известны ли цу, чья картина мира повествуется в монографии.

Клайв Льюис в "Расторжении брака" или, например гвоздь советского кинематографа ? в "Кин-цза-цза" описывали поведение людей через абсолютно мнимые и смоделированные через призраков и пришельцев персонажи. Легко было догадаться, о ком идет речь, несмотря на то, что имен реальных л юдей авторы не приводили.

Реальный физический мир, а точнее, мир живых персонажей как имманентные (присущие живым существ ам) поведения, имеют свои точные копии в локальном мире каждого живого существа, собранные по сигн алам из внешнего мира. Хорошим примером является язык жестов людей со слуховой недостаточностью. < /p>

У них визуализация происходит одновременно с выполнением жестов: говорящий мысленно представляе т присутствующими отсутствующих референтов, их расположение в пространстве вокруг себя; использует классификаторы для представления фигуры референта и отображения его местонахождения или передвиже ния относительно себя или других референтов.

Например, следущая фраза будет выражена так:

< Вон та девочка [которая едет навстречу]. >00000000000000000000000000002720.png

000000000000000000000000000027
21.png

Другими словами, на жестовое пространство, в котором разворачивается жестовый дискурс говорящег о, проецируется реальное, физическое пространство, которое описывает говорящий. Задача говорящего - сделать это воображаемое им пространство доступным также и адресату. Поэтому ему мало просто наз ывать с помощью субстантивных и предикатных жестов героев, о которых идёт речь, и действия, которы е они выполняют.

.. Продолжение .. < Мальчик на неё засмотрелся >

000000000000000000000000000027
22.png

000000000000000000000000000027
23.png

По ходу разворачивания дискурса говорящий расставляет их, согласно тому, как это происходило в действительности, в своем жестовом пространстве и использует сложную систему пространственных указ аний (направительные жесты, классификаторные предикаты, взгляд, положение собственного тела), чтоб ы в каждый момент адресату было понятно, кто где расположен и как происходит взаимодействие между героями. В каждый момент референты находятся перед мысленным взором говорящего и адресата. Чтобы у помянуть их, достаточно указать на них, устанавливая непосредственную связь между жестом и референ том, безотносительно к тому, каким способом тот же референт упоминался в предшествующем дискурсе.< /p>

Следствием является необходимость действовать, жить в мире разных систем условной интерпретации , управляемой т.н. "живыми душами"/личностями или живыми существами, не всегда описывающ ими одни и те же объекты и одинаково, а тем более взаимоотношения между объектами в разных мировоз зрениях будут разными. Несмотря на разницу мировоззрений разных субъектов биосферы, им удается пон имать друг друга, действовать сообща или даже организовывать и выступать как единое целое. Такие о бъединения становятся возможными благодаря единому замыслу условных систем интерпретации характеро в (взаимоотношений между объектами) окружающих их самих живых существ. Благодаря одинаковой интерп ретации характеров поведения внешних живых объектов мировоззрения могут найти общность.

Например, волки не обладают речью, хотя никто не изучал языка их жестов, но во время погони за жертвой стая действует слаженно. Это подчеркивает взаимопонимание волков, делая возможным сам тер мин "стая".

Наряду с этим для каждого организма при его проектировании будет остро стоять вопрос распознав ания или классификации объектов живой среды его обитания по разным группам, а также выделять опред еленные специфичные черты, благодаря которым объект может быть запомнен и выделяем в последствии.< /p>

В какой-то степени, тема распознавания поведения и образов была упущена комментаторами живых. Так, в необходимости данного очерка можно убедиться, прочитав стр 185 - 191 учебника Вертьянова, г де описана " Мимикрия, маскировка, предостерегающая окраска", словом искусство камуфляжа .

Там приведены полосатые кошки типа тигр. Когда они в движении, кто-то должен их упустить из ви ду благодаря сливающейся с окруж средой окраске.
Все понятно, если кто-то смотрит на все это со стороны. А если некому их замечать, к чему тратить пудру генов на дорогой макияж?
Затея с полосами на спине должна четко симулировать свойства визуального анализатора жертвы.
Здесь важ нее отметить особенности функционирования распознавательных информ-структур, чем прибегать к заклю чениям эволюции типа ".. из рода в род выживали те кошки, которые имели у себя на спине полос ы .."

Пчелы отличают работников от трутней и пчел-воровок - конечно, не только по хим составу на задней лапке. - Они даже не жалят заблудившихся пчел из других ульев, не принимают их как пчел-воровок..
Стало быть, различают по истории их поведения. Для различения надо иметь па мять, в которой откладывать уже известный объект, его силуэт, ``фотокарточку'', и свойства типа по ведения: полезный, нет / наш - не наш.

Если вам посчастливится знакомиться с новым человек ом, то уже через пару часов после знакомства, женщины смогут вспомнить, как он был одет; мужчины смогут сказать о значимости нового человека в их глазах, "да, что-то есть" или "так , ничего путного", но уже через час вряд-ли кто-либо из них сможет вспомнить, как его зовут.< br> Причина тому проста: не удается связать объект с именем. Объект не связан категориями или дор огими и ценными для вас образами. Этот человек был лишь совокупностью различных деталей: прически , штанов, голоса, хорошо если не цвета обоев и расположения звезд на небе.
Распознавание образ а - это не столько операция визуального графического запоминания и для последующего сравнения, либ о операция выделения определенного набора амплитуд и частот из аккустического спектра, либо операц ия химических рецепторов обоняния по регистрации молекул определенного реактива. Сами по себе эти операции хоть и не тривиальны, но не несут главенствующей роли в жизни, если не будут взаимно увяз аны с целью идентификации объекта распознавания.
В живом мире каждому объекту, выделенному из остальных сигналов, может быть сопоставлен определенный набор действий, который часто биологи обз ывают инстинктом. Например, самцы многих ночных мотыльков имеют перьевидные усики-рога, что делает их очень красивыми. Эти два усика служат для одной не столь бытовой но очень важной функции - они позволяют "засечь" единственную молекулу, связывающую мотылька с самочкой. По концентра ции молекул мотылек определяет направление поиска самочки.
Если вам покажут фото, - буквально на миг, и затем спрячут, то какие объекты вы сможете распознать на нем? Лишь те, что вам уже извес тны. Обучение незнакомым объектам потребует изучения их поведения, что будет протекать значительно дольше, чем распознавание.
Человек сделан так не случайно: память не может удержать все детал и окружающих объектов за всю жизнь. Рэн Бредберри помнит процесс своего рождения до мелочей: наско лько я понял, он может буквально описать свои роды.
Информация об акушере/акушерке, которая при нимала роды у нашей матери не была записана в клетке до рождения. Но можно с уверенностью сказать, что эта и без того умная клетка, - ей видимо, было мало того, что она уже знает, обеспечила орган изму, который она описывала, до появления на свет, системами восприятия и анализа информации к мом енту своего рождения.
Клетка избирательно сохраняет информацию после рождения по одному критер ию.
- Я не знаю, каким критерием руководствовался организм Рэна Бредберри, но мой организм руко водствовался критерием важности информации, благодаря чему процессу рождения на свет был выставлен минимальный вес, и я этого не помню. И если мне встретится акушерка, принимавшая роды у моей мате ри, я не узнаю ее и не поздороваюсь с ней, и я не выбираю. Я не помню этого, но в любом случае, я не думаю, что помнить всю свою жизнь до мелочей - это почва для хорошего ночного сна?

Зде сь надо особо оговориться. Естественно, память не может хранить полного объема данных о сигналах о т тактильных, речевых, зрительных ... рецепторов. Но выделенные объекты (- о критериях их специфич ности и поведении объектов мы поговорим позже -) несомненно сохраняются для опознания объекта в бу дущем. Это достигается путем архивации данных, причем архивация полностью определена последующим з а ней в будущем методом распознания образа и служит лишь частью собственно распознания.

Ес ли такая раскладка уже обработанных объектов имеется, то тут можно уже и посравнивать.
Сравнен ие образов - дело не тривиальное для человека, обладающего цифровым компъютером. Ограничения разря дной сетки, жесткий набор операций сравнения (в основном - сложение и сдвиг) загоняют мастера обра ботки изображений в цайт-нот по времени операции сравнения. Куда твое дело для аналоговых средств сравнения нейронной сети. Другие методы, другие ресурсы.
Нейроны могут - и они это делают - вы числять параллельно, не обязательно работать с двоичными белый/черный или зеленый/красный, а на вх од нейронной сети можно подать сразу весь спектр, да и операция сравнения ``обойдет'' операцию сра внения на цифровом утюге на несколько порядков. Это даже окупает себя, когда просто используют
методы сравнения на эмуляции нейронной сети. Модель нейрона использует метод деления плоскости на две части. Это как геометрическое место точек, - сразу можно сказать, по какую сторону прямой нах одится точка.
В модели нейронной сети каждому нейрону просто подсчитывается коэффициент, связы вающий две оси координатной плоскости.
Сам процесс подсчета коэффициента занимает много времен и, поэтому обучение мозга - дело медленное.
Зато потом жизнь не требует затрат времени на срав нение каждого пиксела изображения, как это бывает в цифровой технике. Все цифровые методы сравнени я, не использующие модели нейронной сети будут держать в памяти матрицу пикселов, и сравнивать оди н с другим последовательно.. Модель нейронной сети позволяет сравнивать очень быстро и "не бу квально", а в общем. Поэтому так важно в момент, когда ``навыком наученное'' зрение хищника м гновенно оценивает жертву, обмануть его. С другой стороны, модель нейронной сети требует длительно го обучения уже выделенному объекту. То есть необходимо, чтобы объект был предварительно выделен и з окружающей среды, то есть пучка сигналов - это отдельная тема. Особо нужно тут вспомнить птиц, з рение которых выдеяет движущийся объект на фоне огромных визуальных площадок, видимых с большой вы соты. Что уже говорить о китовых, (дельфинах, касатках ..) для которых хорошая видимость не всегда доступна, и приходится довольствоваться сонарами-доплерами для построения картины поведения живог о объекта.

"Техника двигательного камуфляжа", или, "как представить себя же ртве неподвижным на фоне окружающей среды, чтобы жертва не смогла произвести операцию выделения об ъекта для последующего распознавания" и как это делают стрекозы, можно просмотреть тут:
< a href="http://www.computerra.ru/xterra/homo/28750/">http://www.computerra.ru/xterra/homo/28750/
`` .. Достигается это благодаря тому, что в каждый текущий момент движения жертвы хищник пр одолжает оставаться на фоне своего исходного местоположения, в то же время постоянно сокращая расс тояние к цели. ..'' Вот на что рассчитано такое поведение, если не на особенности сложных глаз жер твы и свойства аппарата обработки визуальных данных ?
Я часто наблюдаю игру футболистов в сист еме части тела + мяч. Если я меняю комманду, роли и персонажи игроков по отношению ко мне тоже мен яются местами, хотя физически игроки остаются прежними.
При моем переходе из одной комманды в к омманду соперника (например, пополнение комманды соперника при уходе из их рядов игроков ``домой'' ), я вижу тех же самых игроков из чужой комманды, которые уже так примелькались мне за всю игру, и - по простой договоренности стала моей. Я лёгко распознаю собственно этих людей по их физиономии или по движениям, я могу сказать, как их зовут, но я привык что их роль, персонаж игры - нападени е из противоборствующей комманды. Я играю в защите, и когда в их ноги попадает мяч, я обескуражен , почему вдруг они стоят рядом с моими воротами с мячом в ногах и никто из ``моей'' комманды не бе жит к ним навстречу, - чтобы предотвратить удар по воротам. Потом я понимаю, эти игроки, которы е привыкли играть в нападении и теперь угрожают ``моим'' воротам, тоже стали ``моими'', они уже н е угрожают но мне нужно доверять им, как своим, только моя нейронная сеть перестраивается к этой п еремене оооччень медленно. Это, тем не менее, очень легко компенсируется в дальнейшей игре, когда нейронная сеть ``научилась'', ``перестроилась'' и смирилась с изменением вещей, я мгновенно распо знаю своих и чужих, зато вот моя предыдущая команда, в которой я играл до этого - запаздывает с та кой переменой, - ведь я уже играю против них - и они сильно этим страдают.. Их нейронные сети поз же начали процесс адаптации.

Сейчас я говорю, что распознавание образов - это обучение, но строго программированное.
Чем длиннее условие задачи в учебнике по математике, чем больше сви детелей в суде и чем лучше написаны рамки закона, тем проще и быстрее будет решена задача школьник ом и тем проще вынести приговор судье.
Этим я хочу сказать, что обучение организма после рожде ния и связанное с ним распознавание объектов строго декларировано информационными центрами клетки до рождения.
В памяти объекта откладываются не детали изображения, звука, запаха, осязания но создается образ - нечто полное, целое и неделимое, что имеет шанс быть выделенным из мира сигналов . И способ обработки информации применительно к автономным сущностям основан на уникальном отношен ии-связи этого образа к объекту восприятия и к уже связанным с ним объектам, которым сделана опред еленная оценка.
Так, человек может быть похож на кого-то из ваших знакомых, или у него точно т акая же манера разговора.
По чему вы запомните человека при встрече? Вы запомните его по его п оведению. По тому, как ляжет его повествование на ваше восприятие мира и будет ли просто привязать его отношения к постороенным вами.
Позволю себе привести цитату известного шедевра Пола Брэнд а и Филлипа Янси "По образу Его". " .. Кинолог дает собаке понюхать носок разыскив аемого. Она отсортировывает застоявшийся запах сигаретного дыма, аромат одеколона, запах кожи боти нок, следы деятельности бактерий и запах самого человека. Вполне может быть, что запах самого чело века будет определяться любой комбинацией приведенных молекулярных соединений, но . . После этого собака берет след пригнувшись к земле. И ни аромат сосновых игл, ни пыль, ни запах бегущих рядом людей, ни сотни запахов, исходящих от почвы не в силах сбить молекулярной структуры набора запахо в носка. .. "
" .. Помимо всего прочего обоняние еще может вызвать ностальгию. Вас в друг неожиданно пронзает, будто пуля, запах кофе, морского прибоя, едва уловимый, но такой знакомы й аромат духов или специфический эфирный запах больничного коридора. В этот момент вы неожиданно д ля самого себя уноситесь в прошлое - туда, где впервые столкнулись с этим запахом, навсегда зафикс ированным в вашем мозге ". Брэнд переживал подобное состояние каждый раз, когда оказывался в Индии, которая прежде всего ассоциируется с пряностями, а значит, и запахами. ..

" .. Каждый раз, когда я выходил на берег, на меня тут же накатывалась гигантская волна да вно забытых воспоминаний детства. Паровозы, базары, люди с экзотической внешностью, сильно пахнуща я пряностями еда, сандаловое дерево, индусские благовония - все это нахлынуло на меня, как только я вдохнул запах Индии. .. "
Как видим, с запахом, как индексом данных, может быть связана целая эпоха, а не только отдельный объект. Распознавание образов по индексу определенного анализ атора данных известно для случая аккустики.
Арсеньев в книге "Дерсу Узала и путешествие п о Уссурийскому краю" приводит случай иммитации голоса самца-оленя, как вызов на поединок во в ремя гона. Этот клич издавал тигр, как способ привлечь жертву - агрессивного самца.
Например, тонкий зуд комара тоже ориентирован на снижение активности выделения объекта из окружающей среды. Зуд утомляет ухо человека, и когда срабатывает "привыкание" к звуку, человек теряет бдит ельность - комар сливается со средой. Зуд комара становится частью окружающей среды, ее свойством. После этого комар "выключает" шумовую завесу, легко и бесшумно планирует на кожу и выка чивает дозу крови.
Подобным образом мозг постепенно подавляет резкость окружающих запахов прив еденного выше примера ностальгии или явления "Де-жа-вю", сигналы боли от раны, для того, чтобы больной жил дальше, ведь жизнь не заключается лишь в обработке сигналов, связанными с жестк о закрепленными событиями, реакции на каждый сигнал дается свой квант времени.
У Аллана Эдгара По было произведение, "Убийство на улице Морг", которым в истории литературы отмечено н ачало детективного жанра. В нем свидетели убийства не могли определить язык, который они слышали с верхних этажей дома. Всем свидетелям казалось, что это язык другой национальности.
На деле эт о были слова орангутана. Свидетели не смогли связать_ слова с известным им объектом - в этом заклю чалось распознание речи. Образа повествования не сложилось.
Произведение того же писателя &quo t;Утерянное письмо" повествует о поисках конверта отделом франузского розыска. Мир, в котором мы живем не является миром пакетов с документами. Просто бумаги и чернил, перьев, шариковых ручек . Хотя мир, в котором жили и которым жило франзузское бюро расследований, был мир конвертов. По кр айней мере, так это преподносит Аллан Эдгар По. Бюро искало вполне определенный конверт.
Сыщик у не пришло в голову, что он живет не в мире вещей, но в мире личностей и ему нужно распознать не материальный конверт, но поведение человека. Недооценка аппонента привела к исключению персонально й игры с живой душой. Уровень интеллекта противника был опущен до уровня собственно экспертов розы ска, из условия задачи был исключен информационный интеллектуальный арсенал противника и вместо эт ого сыщики стали заниматься бесполезной работой - сравнивать материальное с материальным.
Наск олько я понимаю, в мире эволюционной биологии сейчас происходит такой же бесполезный труд, когда к ости или признаки одного организма сравнивают с костями и матер. признаками другого..

Расп ознавание двигательного камуфляжа - т.н. поведения соперника мы часто используем, когда смотрим ил и играем в футбол. Задача нападающего - обмануть, защитника - распознать поведение и не поддаться на провокацию. Ты намерен обойти его справа, ударить по мячу, мяч катится пока в этом направлении, но вдруг удара не происходит, направление движения мяча меняется и .. защитник не успевает измени ть своих воображаемых действий в перспективе по отношению ко мне. При этом, рефлекторная дуга руко водит конечностями, которые все находятся в положении на прошлый обманный момент, а мозг тем време нем задает следующие рывки, наблюдает за противником, его движениями, местонахождением своих игрок ов, как возможных приемников мяча, положением самого мяча, и рассчитывает возможные комбинации. Вс е эти возможности и намеренные рассогласования были даны мне генетически, но учиться ими пользоват ься, все равно пришлось, и в этом сила обучаемой нейронной сети. Теперь попробуйте внести инф. про грамму такой обучаемой сети в клетку!

 

Самыми болезненными ошибками распознавания образов являются психологические. Если мать унижала в детстве сына либо отец оказывал давление на самооценку и человеческое достоинство дочери, это мо жет запомниться ребенком на всю дальнейшую жизнь и выражаться в обобщении враждебных характеристик родительского персонажа на всех представителей противоположного пола. Очевидно, подобные травмы д етства могут проявляться позже в гомо-сексульной ориентации. Это необходимо учитывать при попытках перестройки условной интерпретации личности.


Give me feedback, please! E-mail: ksono@ksono.org     Schreiben Sie uns!
s
olti.com.ua - This page written in the vi editor